Программа работы историко-краеведческого музея
МОУ «Красночикойская СОШ №2»
Пояснительная записка
Краеведение и музееведение в системе образования являются традиционными и эффективными средствами обучения и воспитания у школьников любви к родному краю. Одним из условий успешного решения познавательных и воспитательных задач школы является организация работы школьного музея. Его создание в школе вызвано стремлением участников образовательного процесса знать больше о своей местности, школе; о людях, которые здесь жили и живут, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей малой Родины.
Школьный музей — это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории и природы родного края. Тесно связанный со всем образовательным процессом школы, он создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации.
Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг — успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное. Если не фиксировать события и явления, то позже их изучение потребует много сил и времени. Поэтому фиксация произошедших и происходящих событий является актуальной задачей школьного музея. Фотосъемка и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, формирование банка краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьного музея — все это является важным средством документирования истории родного края.
Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы в рамках учебно-воспитательной деятельности и призвана помочь учащимся шире познакомиться с родным краем, глубже понять своеобразие его природы, истории и культуры, а также познакомиться с приемами собирательской и музейной работы через экскурсии, экспедиции, интересные встречи.
Работа школьного музея способствует реализации компетентностного подхода в воспитании и предполагает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций:
- ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения;
- общекультурных: духовно-нравственные основы жизни и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, самовыражение личности;
- учебно–познавательных: владение способами анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных ситуациях, креативность; - информационных: владение современными средствами информации и информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать, отбирать и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать и критически осмысливать ее.
- коммуникативных: владение различными способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными социальными ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных умений, успешная социализация в обществе.
- личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения.
Цель и задачи программы
Цель: осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.
Задачи:
- образовательные:расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края, страны на основе знакомства с материалами музея;
- развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры;
- воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирование национальной терпимости, активной жизненной позиции.
Срок реализации программы — 3 года (2014-2017 учебный год).
Программа реализуется по следующим направлениям:
- поисково-исследовательская деятельность;
- учет и хранение фондов;
- экспозиционная деятельность;
- просветительская деятельность.
Поисково-исследовательская деятельность
Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся и учителей в поисково-исследовательской работе по возрождению истории родного края. Для этого необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и библиотеках, используя основные пути сбора историко-краеведческого материала:
- планомерный систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры;
- прием даров и случайных поступлений.
Такая работа позволит:
- принимать участие в экспериментальном проекте «Использование краеведческого материала на уроках» с целью издания в дальнейшем сборника методических материалов;
- проводить на базе музея совместную работу учителя и учеников по исследованию проблемных вопросов истории родного края;
- обобщать изученный материал в рефератах, творческих исследованиях учащихся;
- создавать фонд мультимедийных презентаций.
Учет и хранение фондов
Основные задачи данного направления работы музея:
- создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;
- правильно оформлять основную музейную документацию (книги поступлений основного фонда);
- правильно оформлять учетные обозначения на музейный предмет;
- точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с определенными историческими фактами и людьми;
- организовать прием и выдачу музейных предметов;
- обязательно фиксировать выдачу материалов на уроки и мероприятия.
Экспозиционная деятельность
Результатом поисково-исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления — способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций. Для этого необходимо:
- освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж;
- учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей;
- использовать в работе выставки-передвижки;
- предусмотреть в экспозиции школьного музея разделы, в которых можно легко заменять материал.
Планируется создание экспозиций «Интерьер избы семейских», «Бессмертный полк», «История школы», «Моя родословная», «Чикой – край заповедный».
Просветительская работа
Главная задача данного направления — вовлечение в работу музея значительного числа школьников, их родителей, учителей. Для этого необходимо:
- продолжить обучение учащихся методам поисково-исследовательской работы;
- проводить в музее совместные мероприятия: встречи, вечера, конференции, беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии и др.;
- использовать материалы музея на уроках истории, краеведения, литературы, изобразительного искусства, технологии, на уроках в начальных классах.
Программа рассчитана на учащихся школы 11-16 лет, интересующихся историей родного края, ведущих поисковую и исследовательскую работу, а также учителей и родителей.
Для создания, развития и функционирования историко-краеведческого музея в школе должен быть сформирован актив музея.
Актив музея и учащиеся школы:
- Пополняют фонды музея путем организации исследований, переписки и личных контактов с различными организациями и лицами, устанавливают связи с другими музеями;
- Проводят сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;
- Изучают собранный материал и обеспечивают его учет и хранение;
- Оформляют экспозиции и выставки;
- Проводят экскурсии для учащихся, родителей, педагогов, гостей школы;
- Оказывают содействие учителям в использовании музейных экспонатов в учебном процессе.
Этапы реализации программы
Первый этап — информационно-познавательный (2014-2015 гг.)
На этом этапе осуществлен сбор краеведческого материала, оформлена музейная комната, проведена паспортизация музея. На заседаниях актива музея учащиеся овладели основными краеведческими знаниями.
Второй этап — операционно-деятельностный (2015–2016 гг.)
На этом этапе активисты музея овладевают навыками и умениями работать с источником, описывать объекты.
Третий этап — практико-ориентационный (2016–2017гг.)
Результатом работы на данном этапе должно стать овладение учащимися спецификой работы в школьном музее и основами научно-исследовательской деятельности.
Ожидаемые результаты программы
- Наличие локальной нормативной правовой базы деятельности школьного музея.
- Систематизация работы школьного музея.
- Получение целостной картины по истории развития района, села, школы и ее традиций.
- Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания.
- Эффективно действующая система взаимодействия с различными общественными организациями.
- Организация экскурсионно-массовой работы: экскурсии, уроки, индивидуальные посещения, тематические вечера, встречи, передвижные выставки.
- Повышение уровня мотивации учащихся к изучению истории родного края.
- Приобщение учащихся к исследовательской работе.
- Влияние на выбор профессии учащимися.
- Социализация школьников.
Программы курса «Школьный музей» (102 часа)
Тема 1. Теоретические занятия. Инструктажи.
Цели, задачи, участники музейного кружка. Школьный музей как организационно – методический центр изучения истории родного края.
Тема 2. Наследие в школьном музее
Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.
Тема 3. Организация школьного музея
Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея.
Тема 4. Родной край в истории государства российского
Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края.
Тема 5. Военная слава земляков
Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России. Сбор информации у родственников и знакомых. Книга Памяти.
Тема 6. Моя семья и родной край
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий. Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.
Тема 7. Наша школа в истории края
История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив.
Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края.
Тема 8. Комплектование фондов школьного музея
Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения.
Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательной работы.
Тема 9. Учет и описание музейных предметов
Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.
Тема 10. Экспозиция школьного музея
Концепция экспозиции школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.
Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Тема 11. Экскурсионная работа в школьном музее
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.
Тема 12. Индивидуальные консультации по темам проектов.